Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика20 июля 2014 13:13

России не хватает «бандитов»

Обозреватель «КП» - о том, что строить новую страну нам, по сути, не с кем
«Хороший английский и пустая голова» - едва ли не прямым текстом писали работодатели, подыскивая высокооплачиваемый офисный планктон

«Хороший английский и пустая голова» - едва ли не прямым текстом писали работодатели, подыскивая высокооплачиваемый офисный планктон

Фото: Евгения ГУСЕВА

Я помню яростные 90-е. Прекрасный новый мир. В котором, казалось, место найдется каждому. Колхозник станет фермером, инженер — бизнесменом высокого полета, журналист — владельцем свободного собственного СМИ. И в котором, как выяснилось чуть позже, на самом деле количество мест — ограничено.

Инженеры взяли свои чертежи-макеты с «уникальными технологиями» и пошли клянчить деньги у «банкиров» (то есть у бандитов). Бандиты иногда денег давали - «чтобы чисто поржать». Журналисты брали деньги у тех же бандитов и самозабвенно писали «правду», удивляясь, что их перестали читать. Крестьяне изучили, что такое «диспаритет цен» - оказалось, земля не кормит при капиталистах так же, как при коммунистах. Иногда к крестьянам приезжали все те же бандиты и брали землю под коттеджи.

Бандитов периодически убивали. Так схлынула пена. Но из пены появилось нечто, что теперь заканчивается на наших глазах. Новое (теперь уже старое) поколение «успешных».

Никакого конфликта отцов и детей. Отцы в массе своей отправлены на дачи — доживать век. Они «не вписались в рынок». Вписалась в рынок Мария, моя соседка, она неплохо владела английским, в 1994 году у нее были свежие длинные ноги, эти ноги стали «правой рукой» у западного бизнесмена. Мария вечерами курила в подъезде и рассказывала соседям — профессору-лузеру и женщине, специалисту по квантовым переходам, о том, как важна ее работа:

- Я ему говорю, «галстук нужен непременно красный, ты же к силовикам на переговоры идешь», сработало, теперь он звонит ночью, спрашивает, что надеть, без меня ни шагу.

Все получилось у Петра, он сначала торговал Гербалайфом, потом, пока его коллеги проматывали деньги в дивной тогда Анталии, принялся лечить наркоманов от их пристрастия, открыл центр, нанял медиков, и не беда, что наркоманы возвращались на старые дорожки, «тут важна реклама, а не сарафанное радио», убеждал он меня.

В какой-то момент со сцены ушли люди, обладавшие хоть какими-то талантами, будь то длинные ноги или даже хватка и наглость. «Хороший английский и пустая голова» - едва ли не прямым текстом писали работодатели, подыскивая высокооплачиваемый офисный планктон. Большие деньги сосредоточились в госкомпаниях. деньги переливались через край, попадая в компании-сателлиты. Казалось, это и есть рыночная экономика. Роль компании-сателлита — освоить «капли» денег госкомпании. Для «освоения» нужно хорошо выглядеть («такой стильный человек не может быть плохим специалистом»), дурить головы заезжим иностранцам (вот почему — непременно английский), и не задавать лишних вопросов. Профессионализм предусматривает лишние вопросы. Поэтому «ату» профессионалов.

- Мы ничего не понимаем в ветеринарии, - хвастался мне Максим, менеджер по продвижению в таком «сателлите», - Но мы с утра собрались с ребятами, устроили мозговой штурм, вспомнили Му-Му — она же болела. Родилась концепция, начальство одобрило. Пушкин в гробу завидует.

- Пушкин-то причем?

- Ну Му-Му...Не читал, что ли?

Каюсь: как-то мне пришлось писать рекламный буклет одной, сегодня очень известной, госкомпании, работающей с новыми технологиями.

- Старик, у нас тут никто ничего не понимает... Напиши, а?

- Я тоже ничего не понимаю, а у вас народ по 200 тыс зарплаты имеет, поучитесь хоть за эти деньги.

- Да мы как белки в колесе! Совещания, встречи... А ты погуглишь быстро, и напишешь, ладно? По-дружески прошу.

До сих пор вздрагиваю, когда вижу в рекламе те мои слоганы. Это было лет семь назад, с тех пор никто после меня не «гуглил».

Они в самом деле поверили в свои суперталанты. Теперь они удивляются, когда их вышвыривают с работы. Вот и Роман удивляется, вечный начальник, в 22 года уже был главой департамента, никогда не понимавший в том, чем он руководит, но верящий, что «главное — рыкнуть и всех напугать», и тогда забитые профессионалы сделают свою работу. Удивляется упомянутая Марина — возраст растянул ей живот, да и иностранец, потеряв интерес к нашему рынку, из России свинтил. Петра видел на днях с авоськой (где он ее откопал), медики от него разбежались, и он тоже очень удивлен. Кризис заставил затянуть пояса в госкомпаниях, не льются через край вожделенные финансовые капли. И вот так хорошо «вписавшиеся в рынок» уже выписаны оттуда. Они не понимают, что навсегда.

И с чем мы остались? Родители отупели на своих дачах. Инженеры оперируют «уникальными технологиями» времен позднего СССР. Журналисты давно подались в «пиарщики», где также отупели и откуда их уже поперли. Крестьянин бранит то погоду, то белорусов — куда ни кинь, везде они с их товаром, земля или продана дачникам, или заросла. Это не смена поколений. Потому что нет смены. Строить новую Россию не с кем. Как ни парадоксально, не хватает тех карикатурных бандитов. Они не рассуждали, а просто делали. За что их и убили, наверное.