Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Москва23 июля 2014 22:00

Почему Андрей Рублев рисовал себя Иудой?

Посещение музеев редко перебивает прочие летние развлечения. И напрасно! Там всегда найдется повод задуматься или восхититься детективной историей какого-нибудь шедевра

Селфи иконописца

Андрей Рублев. Икона «Тайная вечеря», 1405 год.

Специалисты полагают, что у нас есть редкая возможность узнать, как выглядел великий иконописец в молодости. Потому что на одной из икон Рублев изобразил себя в облике Иуды Искариота - предателя Христа.

До этого подобный трюк выполнил другой великий иконописец - византийский мастер Мануил Панселин. Считается, что его работы - идеал. На них равнялись все иконописцы, в том числе и Рублев.

Панселин был монахом. Изображая себя в качестве Иуды, он тренировался смирять гордыню. Известны как минимум два автопортрета Панселина в облике Иуды: «Тайная вечеря» и «Поцелуй Иуды».

Андрей Рублев, несомненно, знал об этом, потому что работал в артели, которой руководил Феофан Грек - земляк Панселина. Когда артель расписывала Благовещенский собор Московского Кремля, встал вопрос: с кого писать облик Иуды на иконе «Тайная вечеря»? Выбрать в качестве натуры реального человека - значит нанести оскорбление верующему. Рисовать с себя? Единственный в артели, кто подходил к Иуде по возрасту, был Рублев. Ему было 25 лет. Поэтому эксперты предполагают, что Иуда - это не что иное, как селфи великого Андрея Рублева.

Где посмотреть: Благовещенский собор Московского Кремля.

Операция по смене пола

Федор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке». Конец XVIII века.

Федор Рокотов - один из выдающихся русских портретистов. Сын крепостного мужика, он был обласкан Екатериной Великой: императрица ему позировала и считала его портреты едва ли не самыми похожими.

Но «Портрет неизвестного в треуголке» всегда вызывал споры: неизвестный ни на кого не был похож. Некоторые исследователи полагали, что Рокотов изобразил внебрачного сына Екатерины Великой и Григория Орлова Алексея. Другие считали, что на картине запечатлена сама императрица в мужском костюме - уж слишком сильно бросались в глаза женственные черты лица модели.

А когда исследователи просветили работу рентгеном, выяснилось, что портрет мужчины написан поверх изображения молодой женщины в платье с глубоким декольте. Самое удивительное, что художник поменял лишь одежду, убрал сережки и брошь, а лицо оставил практически без изменений. Зачем было менять пол герою картины?

Выяснилось, что картина попала в Третьяковку из Рузаевки, мордовского имения графа Струйского. Он был сказочно богат, поскольку оказался единственным наследником весьма обеспеченных родственников, погибших по время бунта Пугачева. Для понимания: дворец в его усадьбе проектировал Растрелли! В историю литературы Струйский вошел как графоман, над стихами которого издевался сам Державин. Струйский заказал Рокотову портрет жены Олимпиады, но к тому моменту, когда картина была готова, женщина умерла во время родов. Через три года Струйский женился вторично. Чтобы не вызывать ревности у молодой супруги, но всегда иметь перед глазами образ своей первой возлюбленной, граф и попросил Рокотова замаскировать портрет трагически ушедшей Олимпиады.

Где посмотреть: Третьяковская галерея.

Сельские математики

Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского». 1895 год.

Кажется, перед нами типичная картинка из жизни неграмотной и немытой царской России. Если вам в голову пришло именно это, то получите двойку за невнимательность и шаблонность мышления. Посмотрите на пример, который решают «неграмотные» деревенские дети. Попробуйте посчитать в уме (как и мальчишки)... Получилось?

Класс, изображенный на картине, - своего рода крестьянский «царскосельский лицей». Школу с общежитием для крестьянских отпрысков на свои деньги содержал потомственный дворянин, профессор Московского университета Сергей Рачинский (он сидит среди детей). После революции учителей разогнали, усадьбу профессора разорили, а останки самого педагога (к тому времени он уже умер) выбросили из фамильного склепа.

Кстати, правильный ответ для задачки: 2.

Где посмотреть: Третьяковская галерея.

В ТЕМУ

Средневековый ребус до сих пор не разгадан

Одно из самых загадочных полотен принадлежит кисти Питера Брейгеля-старшего - «Фламандские пословицы» (Берлинская картинная галерея). В каждом элементе сатирического сюжета зашифровано какое-то крылатое выражение. В 1559 году, когда картина была написана, современники легко находили аналогию каждому рисунку. Со временем многие выражения были забыты. Картина превратилась в настоящий ребус. Всего на данный момент разгаданы 112 пословиц. Но искусствоведы считают, что в картине их гораздо больше - около двух сотен. Кстати, в рисунках много того, что сейчас называют шутками ниже пояса.