Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество7 августа 2014 16:10

Лимузин Сталина спасал наших бойцов в Афганистане

Владелец одного из крупнейших музеев техники рассказал «Комсомолке» о том, как создавать свое детище [фото, видео]
Предприниматель Вадим Задорожный превратил небольшую личную коллекцию техники в большой музей.

Предприниматель Вадим Задорожный превратил небольшую личную коллекцию техники в большой музей.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Музей техники Вадима Задорожного в подмосковном Архангельском - словно параллельный мир. Танки, самоходки, гаубицы и минометы, грузовики, пулеметы... Все это, как бронепоезд на запасном пути, излучает спокойствие и силу.

Собрал это богатство Вадим Задорожный. В интернете говорится, что он владелец заводов и недвижимости. Но он ведет нас с фотографом по музею безо всякого пафоса, обычный мужчина в клетчатой рубашке. Проходит мимо пары свисающих с потолка самолетов второй мировой - настоящих - и тут же показывает сверкающие лимузины Сталина, Хонеккера, Берии, Гагарина. Как будто о соседях на парковке рассказывает.

ВСЕ НА ХОДУ

- Вадим Николаевич, откуда все это? Я даже представить боюсь, сколько это может стоить…

- Ну вот, вы сразу про деньги… Давайте сразу определимся: да, я не бедный человек, и источники моих доходов совсем в других местах. А здесь я трачу заработанное. Когда появляются средства, я ищу и покупаю то, что может стать новым экспонатом. Или мы реставрируем уже имеющуюся машину - это тоже недешево. И я испытываю счастье, когда вижу глаза мальчишек, которых учителя затащили сюда на экскурсию, а потом не могут от этих машин оттащить.

- И все-таки, с чего начался музей?

- А с чего начинается родина? С картинки в твоем букваре. Все начинается с любви, со взгляда в окно… Музей появился из уважения к наполненному болью прошлому нашей великой страны. Музей создал не какой-то Вадим Задорожный, а весь Советский Союз, Россия, история. Все эти экспонаты делали в «шарашках» - конструкторских бюро и институтах двадцатых-тридцатых годов. В сложных условиях непростой политической системы они создавали настоящие технические шедевры. В 2003 году мы собрали десять экспонатов на одной площадке, вот и появился музей. Мы построили мастерскую, покупали полуразвалившиеся машины, восстанавливали их. Здесь ведь все на ходу - заводи да езжай. Да вы, наверное, видели по телевизору: наша техника постоянно участвует в параде 7 ноября на Красной площади.

В последние 25 лет появились люди-цифры. Они копят деньги на своих счетах и думают, что унесут их в могилу. Но есть масса других, которые тратят на то, чтобы мир вокруг стал ярче и добрее.

- Что бы вы посоветовали тому, кто хочет создать нечто подобное?

- Если вы собираетесь заниматься бизнесом, то вам не сюда. Ни один частный музей мира не в состоянии себя прокормить. У нас здесь 10 квадратных километров выставочных площадей, около тысячи экспонатов. За все мы платим налоги без каких-либо скидок. Даже за танки - за каждую лошадиную силу. А вот здесь (Задорожный делает неопределенный жест на великолепное пятиэтажное здание, - Ред.) у нас на трех этажах музей, а на двух верхних - офисный центр. Не буду скрывать - арендная плата всех нас и содержит, позволяет музейному комплексу быть независимым.

ДЕТАЛИ

В Музее техники Вадима Задорожного все экспонаты с уникальной историей. Мы расскажем о самых интересных.

ЯК-1 МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ДЕМИДОВА

Этот самолет подняли из озера Кривое недалеко от Мурманска в 2012 году. Як попал под воду в августе 1943 года. Демидов был тогда молодым летчиком, совершал лишь четвертый боевой вылет. Возвращаясь, обнаружил, что у самолета заклинило шасси. Сделав несколько кругов, летчик принял решение садиться на воду. Самолет утонул, но сам Демидов остался жив. Позже он сбил немало самолетов врага и заслужил звание героя Советского Союза.

Любопытно, что на этот Як группа Задорожного наткнулась в процессе поиска другого самолета - штурмовика Ил-2. Израненный после боев, самолет попытался сесть на тонкий осенний лед 1943 года и затонул. Летчики смогли выбраться и по снегу дошли до своего аэродрома. В музее техники Вадима Задорожного сейчас представлен двигатель штурмовика. А корпус находится в Новосибирске на реставрации. Предполагается, что к юбилею победы 9 мая 2015 года штурмовик должен полететь.

БРОНИРОВАННЫЙ ЗИС-115 ИОСИФА СТАЛИНА

Толщина лобового стекла раритетного авто - 7,5 сантиметра, оно способно выдержать выстрел любого огнестрельного оружия того времени и даже взрыв гранаты. Подобные машины, выпущенные в конце 40-х, служили очень долго. Когда в конце 70-х в Афганистан входили советские войска, российских спецназовцев в аэропорту Кабула встречали на таком ЗИСе.

- Взлетное поле простреливалось, - рассказывает экскурсовод музея Алексей Меньшов. - Броня помогала перевезти бойцов от самолета до здания аэропорта. Такие машины спасли не одну жизнь.

ЗИЛ-117 ЛЕОНИДА БРЕЖНЕВА

Как известно, генсек любил лихачить за рулем. Но на большом лимузине разогнаться как следует было тяжело, и для него сделали укороченную и динамичную версию. Однажды, когда Брежнев катался по крымским серпантинам, его занесло, генсек врезался в чей-то забор. С повреждениями бампера и фары машина досталась музею, где ее отреставрировали.

ЗИЛ 111-Д ЭРИКА ХОННЕКЕРА

Это подарок немецкому лидеру от Брежнева, а создавалось авто под заказ для Никиты Хрущева. Однако как только эта машина вышла с завода, Хрущева сняли с поста. А Брежнев не захотел пользоваться автомобилем предшественника и подарил немецкому другу. А когда Леонид Ильич приезжал с визитами в ГДР, он с удовольствием на ЗИЛе ездил. Иногда даже за рулем.

ЗИС-110 НИКИТЫ ХРУЩЕВА

С виду это щегольской кабриолет, а на самом деле - настоящий вездеход. Никита Сергеевич любил выезжать на охоту, в колхозы - осмотреть кукурузные поля. На обычном лимузине пробраться по проселочным дорогам было трудно, вот и сделали для Хрущева полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Дорожный просвет - 23 сантиметра, всего на сантиметр меньше нынешнего «Хаммера». А длина этого замаскированного джипа - 5,8 метров.

ЗИЛ 41047-ТБ БОРИСА ЕЛЬЦИНА

Авто было изготовлено в 1992 году специально для Бориса Ельцина. Длина 6,3 метра, вес около 6,5 тонны - рекорд для того времени. Машину даже занесли в книгу рекордов Гиннеса. Борису Николаевичу на заднем диване было весьма комфортно. Но покататься вволю не получилось: буквально через полгода после выпуска авто был принят закон, по которому даже высшему руководству страны запрещалось ездить на слишком дорогостоящих машинах. ЗИЛ поместили в кремлевский спецгараж, а для обслуживания первых лиц Кремля закупили «дешевые» «Мерседесы». Позже, уже в нулевых, спецгараж передал автомобиль музею.

«ГРОССЕР» ГИТЛЕРА

А в мастерской музея на реставрации сейчас стоит машина Гитлера «Гроссер» производства «Мерседес». Это уникальный бронированный кабриолет, таких было выпущено не больше 10. Машина тяжелая, с усиленной рамой весила около 4,5 тонны. При этом мощный двигатель в 400 лошадиных сил разгонял махину до 180 километров в час.

ДОСЬЕ «КП»

Увлечение техникой пришло к Вадиму Задорожному еще в начале 80-х, когда он, студент педагогического института, восстанавливал и продавал старые и разбитые «жигули». Получив диплом, он несколько лет работал учителем истории, но конец 80-х и первые кооперативы заставили его уйти из школы. Антикварные магазины, недвижимость, рестораны и отели – бизнес Задорожного многогранен. Музей техники – его жемчужина. Он берет начало с личной коллекции ретро-автомобилей Задорожного, превратившейся в начале нулевых в «Автомобильный клуб кабриолетов и родстеров». По данным издания «Forbes», объем инвестиций в музей превысил 20 миллионов долларов. Только транспортный налог за находящиеся в музее автомобили и самолеты составляет от 80 до 100 тысяч долларов в год.

*Ориентировочная стоимость, по оценке экскурсоводов музея техники. Определить даже приблизительную цену самолета Як-1 не представляется возможным. Этот экспонат уникален и бесценен.