Сорока-воровка - такое словосочетание давно и прочно закрепилось в сознании людей. Считается, что у этих птиц маниакальная страсть к блестящим предметам - особенно к ювелирным украшениям. Вот они и «тянут» их в свои гнезда при каждом удобном случае.
В криминальной сути сорок усомнились британские ученые из Эксетерского университета (University of Exeter) после того, как нашли в Интернете описания всего двух задокументированных случаев воровства. Сомнения укрепились после осмотра нескольких сотен сорочьих гнезд. Ничего ворованного в них не нашлось. И тогда орнитологи провели серию экспериментов, в которых буквально провоцировали птиц на уголовные деяния. Они раскладывали перед сороками блестящие предметы. А для проверки красили половину из них в синий цвет, чтобы те выглядели привлекательно. И блестящие, и матовые предметы размещали примерно в 30 сантиметрах от орехов.
Ученые проверили сорок на вороватость 64 раза в 48 разных местах. Птицы всего дважды позарились на чужое. И то не украли - подобрали, а потом быстро выбросили. В большинстве же случаев сороки с подозрением относились к посторонним предметам - как к блестящим, так и к матовым. Неохотно подходили к ним. Не сразу начинали клевать орехи, находящиеся рядом с побрякушками.
Не та сорока птица, чтобы на чужое зариться.
- Мы не нашли доказательств того, что сорок привлекает все блестящее, - говорит руководитель исследований доктор Тони Шепард (Toni Shephard). - Скорее наоборот - провоцирует неофобию – боязнь новых предметов.
По мнению британских ученых, мифы о сороках-воровках породили те редкие случаи, когда птицы действительно утаскивали в гнезда блестящие объекты, чтобы пугать ими хищников. Люди замечали только это, а нормальное поведение птиц игнорировали. Подобным образом, кстати, рождаются все суеверия.
Итог исследования британских ученых: сороки не воровки.
ИЗ КЛАССИКИ
Ручная сорока, укравшая хозяйское серебро, чуть было не стала виновницей гибели главной героини оперы Россини «Сорока-воровка» (La gazza ladra). По сюжету, в преступлении обвинили честную служанку Нинетту, которой угрожала за это смертная казнь. Луи Шарль Кенье и Жан Мари Теодор Бодуэн д’Обиньи - авторы пьесы (Сорока-воровка, или Служанка из Палезо), которая легла в основу либретто, конечно же, не знали об исследованиях британских ученых поскольку жили аж в позапрошлом веке, когда британских ученых еще не было. А в том, что сороки - воровки, никто тогда не сомневался.