Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Туризм3 октября 2014 17:00

Пять малоизвестных фактов об отдыхе в России, о которых наши люди узнали в Японии

В Токио прошла четвертая серия презентационного туристического проекта “Успешная Россия” [фото]

Знаете, какой самый популярный сувенир, который везут сейчас из России японские туристы?

Матрешки и водка? Не только. Главный сувенир - майки с портретами Путина (и это в то время, когда японское правительство вводит против нас всякие санкции). Хотя, ничего особенного - про эти санкции большинство японцев даже не слышали.

Мне было интересно узнать их туристические маршруты. По простой причине. Японцы знают толк в отдыхе и жизни вообще. Их житейская философия удивительна: во всем должна быть гармония, ничто не должно нарушать спокойствия. Вот, например, едет русский турист ( то есть я) в токийском метро на эскалаторе. Я еще не знаю, что там другие правила - стойте слева, проходите справа. Стою справа, как привыкла. Все спокойно. Случайно оборачиваюсь — и чуть не падаю от удивления. За мной стоит тихая очередь японцев, которые хотели бы пойти вверх. В Москве давно уже получила локтем в бок. А тут — стоят и ждут. Потому что нельзя нарушать чужое спокойствие.

В год около 50 тысяч японских туристов приезжает в Россию. Эти люди привыкли к фантастическому комфорту, и абы куда не двинутся. В нашей 3-х звездочной токийской гостинице во всех номерах присутствовали: электромассажер для ног, унитаз с программным управлением и ионизатор воздуха (который некоторыми был ошибочно опознан как тостер).

Но больше, чем все ионизаторы вместе взятые, японцы ценят общую гармонию жизненного пространства, где все обустроено, что называется,«по фэншую». То есть не просто красиво, а энергетически правильно. Так что смотрим, куда они у нас едут и мотаем на ус.

На туристической выставке танцуют все! (Фото Елена Дуда)

На туристической выставке танцуют все! (Фото Елена Дуда)

Фото: Елена ДУДА

Место №1: Роза хутор

- Свою страну мы знаем хуже, чем Турцию, Таиланд или Египет, - точно заметил Сергей Доля — известный фотохудожник-анималист, путешественник, блогер, и на этот раз — модератор туристического форума в Токио.

Россия на третьем месте в мире по выездному туризму. По иным заграничным городам мы уже с закрытыми глазами можем гулять. А вот про новые курорты в послеолимпийском Сочи, к примеру, знаем мало. Многие уверены, что в этом «русском Куршавеле» все неприлично дорого, а на горнолыжные трассы пускают только профессионалов. Ничуть не бывало. Достаточно погуглить: цены вполне человеческие, можно даже за 1600 руб. в день найти номер. Есть крутые трассы, а есть и для новичков - почувствуй себя олимпийцем.

- Недалеко от российского торгпредства в Токио не так давно повесили огромный такой баннер: “Добро пожаловать в Малайзию”, - рассказал на форуме Сергей Егоров, торговый представитель РФ в Японии. - И турпоток туда из Японии увеличился. Почему нет плаката “Добро пожаловать в Россию?”

- А куда конкретно в Россию? Она слишком огромная! - не согласился Сергей Хворостяный, зам. генерального директора курорта “Роза хутор”. - Надо конкретнее! Например: “Добро пожаловать в Сочи!”. А еще конкретнее - в “Розу хутор”!

Хворостяный показал, как на самом деле выглядит новый сочинский курорт — не превратился он в Куршевель, там другой дух — олимпийский, наверное. Стильно, модно, не пафосно, очень “френдли”. Масса развлечений - горные лыжи, каток, открытый бассейн, аквапарк, скалодром, йога на высоте 950 метров, веревочный парк, даже пляж на берегу горной реки...

Русские журналисты хором сказали:

- И как это мы пропустили?

Японские туристы это уютное местечко приметили еще во время Олимпиады (турпоток из Японии тогда увеличился на 15 процентов). И отметили, что именно им нравится на этом горном курорте.

- Японцы иначе, чем мы, воспринимают красоту ландшафта, им важно, чтобы постройки были правильно вписаны, например, в изгиб реки. Для них отдых — это созерцание, умиротворение, слияние с природой. И с этой точки зрения у нас все устроено правильно. - Сергей Хворостяный готов был говорить про свой райский уголок бесконечно, но его потеснила Камчатка.

Это сказочное место японцы оценили так: «Здесь все по фэншую» Фото: с сайта "Роза Хутор"

Это сказочное место японцы оценили так: «Здесь все по фэншую» Фото: с сайта "Роза Хутор"

Место № 2: Камчатка

Японцы, как выяснилось, частые гости на Камчатке (завидовать будем — им-то не лететь туда десять часов). Разберемся, что они там нашли. Отелей, чтобы точно не ударить перед привередливыми туристами в грязь лицом — пока маловато. Четырехзвездочных — только два.

Зато в термальную грязь лицом - это пожалуйста, сколько угодно. Японцы едут туда искупаться в термальных бассейнах. А они в этом деле толк знают.

- А зачем лететь на Камчатку, если в самом Токио термальных парков несколько штук и роскошных?. Сел на метро — и на месте, - спросила я у местного посетителя туристической выставки - бизнесмена по имени Морияма Дзюн.

- У нас в Японии слишком много цивилизации. Едешь по трассе, а город не кончается никогда. Поэтому мы ищем уголки, где цивилизация и есть, и нет. Камчатка — именно такое место. Конечно, вам надо создавать более уютные условия для туристов...

Морияма-сан аккуратно ушел от оценок российской гостиничной культуры — но нам и самим понятно, что понятия уюта у нас не совпадают. Например, японцы не заселятся в двухместный номер, если там будут сдвоенные кровати - даже родственники. А номера с одним санузлом на два номера (такое встречается на турбазах, оставшихся с советских времен) - вообще за пределами их понимания.

- Что японцам у вас больше всего нравится? - спросила я Светлану Пегову, представлявшую в Токио Агентство по туризму Камчатского края. - Долина гейзеров?

- Ну, это довольно дорогая экскурсия, долететь можно только на вертолете. Более доступные развлечения — серфинг и дайвинг. Я сама дайвер, кстати. У нас удивительно красивое цветное дно. И крабов можно ловить голыми руками. Где вы еще такое найдете? Сам ловишь краба, потом варишь его прямо на берегу в ведре. Японцам очень нравится.

А однажды, рассказала Светлана, приехала из Японии удивительная группа — члены общества любителей бабочек.

- Обычно японцы ходят пешком на вулканы, чтобы фотографировать цветы — это нереальная красота. Но тут, когда мне показали «улов»,я очень удивилась. Они наловили обычных наших мотыльков. «Зато, - говорят, - ни у кого из японских коллекционеров таких не будет!»

(Вот, кстати, в чем суть турбизнеса в любой стране: уметь продать свою родную обыденность как эксклюзивную сказку)

Вот таких крабов на Камчатке туристы ловят голыми руками. Точнее, дайверскими перчатками Фото: Андрей Бизюкин

Вот таких крабов на Камчатке туристы ловят голыми руками. Точнее, дайверскими перчатками Фото: Андрей Бизюкин

Место №3: Нижегородская область

Туристические радости Нижегородской области мы вроде бы знаем наизусть: местный Кремль, Саровская обитель в Дивеево, святые источники. И, конечно, хохлома - настоящая, не в Китае сделанная. Однако же когда я спросила Максима Черкасова (первого замминистра министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области) - что больше всего на его памяти потрясло зарубежных туристов, то получила просто-таки сногсшибательный ответ. Полет на сверхзвуковом истребителе. Это как, прости Господи?

Невероятно, но факт. Это развлечение называется “Космический тур”. Единственное место в мире, где туристов катают на сверхзвуковых самолетах — это авиабаза «Сокол» в Нижегородской области. Туристов везут на аэродром, три часа инструктируют, учат надевать летный костюм - и добро пожаловать на борт МИГ-29. Он поднимается на 25 км, в стратосферу, почти к границе космоса. В пояснении к туру есть даже леденящий душу пункт “эпизодическое управление самолетом под контролем пилота”! Стоят такие полеты недешево, продукт не массовый, потому на туристических выставках про них никогда не рассказывают. Все больше про хохлому. Но и на МИГи находятся свои любители коллекционировать незабываемые ощущения. Не знаю, были ли среди них японцы - но им бы понравилось.

Она сказала: «Поехали! В стратосферу!» Фото: с сайта roskocmoc.ru

Она сказала: «Поехали! В стратосферу!» Фото: с сайта roskocmoc.ru

Место № 4:Петербург

Как ни крути, чего не выдумывай, а 80 процентов японских туристов всех туристов едут в город на Неве. Им там уютнее. Видимо, потому что в Петербурге тоже все устроено “по фэншую”. Хотя сильно сомневаюсь, что Петр Первый был знаком с практикой даосского символического освоения пространства и правильной организации движения благоприятной энергии “ци”. Но как-то у него все правильно получилось и без этого тайного знания. Японцы это чувствуют.

Место № 5: Москва

В Москве японцы в основном работают, а не отдыхают. Но тем не менее после тяжелой работы эти люди любят отрываться по полной. «Интурист», самый наш главный и старейший туроператор, раскручивает новую фишку — развлечения в формате «пипл-ту-пипл». Например, все москвичи знают, что в Коломенском есть постоянно действующая программа «Русская свадьба» - историческая реконструкция старорусской свадьбы с соблюдением всех церемоний. Иностранцам предлагают в ней поучаствовать как бы по-настоящему. Выбирается «жених», «невеста», «свидетели», «родственники» - и понеслось. Главное потом не обнаружить в кармане настоящее свидетельство из загса (шутка!).

В парке женятся понарошку, но кто его знает, чем дело обернется...

В парке женятся понарошку, но кто его знает, чем дело обернется...

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

НАША СПРАВКА

Туристическая ассоциация «Мир без границ» – это организация, объединяющая уже свыше 130 туроператоров России по въездному туризму, гостиницы, страховые фирмы, музеи. Основное географическое направление - страны Азии: Китай, Индия, Республика Корея, Япония, Сингапур, Турция и другие – как наиболее перспективные и быстро развивающиеся туристские рынки.

Проект «Успешная Россия» реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)». Уже состоялись четыре этапа проекта: в Тайбэе (Тайвань), Сеуле, Пекине и Токио. Следующие остановки - Шанхай и Гонконг.