Премия Рунета-2020
Омск
-1°
Boom metrics
Происшествия21 октября 2014 8:16

Катастрофа самолета во Внуково – калька омской трагедии 30 -летней давности

В октябре 1984 года самолет врезался в машины аэродромной службы, погибли 154 человека [видео телеканала "НТВ"]
Игорь ФЕДОРОВ
60-летнего мужчину, сидевшего за рулем спецтехники, сразу после ЧП отвезли на наркологическую экспертизу

60-летнего мужчину, сидевшего за рулем спецтехники, сразу после ЧП отвезли на наркологическую экспертизу

Фото: REUTERS

В аэропорту Внуково разбился частный самолет. Он врезался в снего-уборочную машину на взлетке. Погибли 4 человека (подробнее читайте > на стр. 2).

Похожая трагедия, но с гораздо большими жертвами более 30 лет назад произошла в Омске. В ночь с 10 на 11 октября 1984 года в местном аэропорту разбился Ту-154Б - на полосе врезавшись в автомобиль наземной аэродромной службы.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПОЛЕТОВ ОПОЗДАЛ НА РАБОТУ, ДИСПЕТЧЕР УСНУЛ

Самолет летел по маршруту Краснодар - Новосибирск с посадкой в Омске. Итог полета - сразу погибли 154 пассажира, 5 стюардесс и 4 работника аэропорта. Трое летчиков во главе с командиром Степановым остались живы, причем обошлись несколькими царапинами. 2-й пилот получил ушибы и переломы, был спасен экипажем и тоже выжил. Вытащили 16 сильно обгоревших пассажиров, из которых врачи спасли лишь одного. Гибель 178 человек страшна сама по себе. Но еще страшнее она выглядит, когда люди гибнут из-за разгильдяйства и безалаберности. Вот как все происходило в то трагическое утро.

Руководитель полетов Ишалов 10 октября 1984 года опоздал на работу. Он позвонил из уличного автомата в аэропорт. И попросил коллегу, у которого должен был принять смену, провести инструктаж со своими подчиненными - диспетчером посадки Огородниковым, диспетчером круга Вантеевым, диспетчером старта Бородаенко. Тот выполнил просьбу товарища, но водители аэродромной наземной службы на этом собрании не присутствовали. А погода была мерзкая - низкая облачность, дождь, не слишком хорошая видимость.

30 лет назад в Омске при столкновении самолета и снегоуборочной техники погибли 178 человек

30 лет назад в Омске при столкновении самолета и снегоуборочной техники погибли 178 человек

Итак, на командном диспетчерском пункте дежурят руководитель полетов, диспетчеры подхода, круга и посадки. Отдельно, на стартовом диспетчерском пункте (ДП), находящемся в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы (ВПП), - диспетчер старта. На вспомогательном ДП никого нет из-за нехватки штатных диспетчеров - кстати, грубейшее нарушение. Потом комиссия установит: численность диспетчерской службы была 75% от необходимой и 82% - от штатной…

Мастеру аэродромной службы Прохорову погода не нравилась: моросящий дождь вполне мог ухудшить сцепления шасси самолетов с ВПП. Запросив разрешение просушить полосу у диспетчера старта Бородаенко (который, кстати, не имел права без указания Ишалова выпускать технику на полосу), мастер с водителем выехали на полосу на УАЗе с прицепом, где размещалась необходимая контрольная аппаратура. За ним на полосу вышли две «ветровые» машины, осушающие горячим воздухом бетонное покрытие, - КрАЗ и «Урал». Вес каждой, заправленной топливом, равнялся 16 - 20 тоннам. На каждой из них стоял реактивный двигатель от списанного самолета, который и сушил своим жаром мокрую ВПП.

Проблесковых маячков на машинах не было - их украли.

Есть еще одно неписаное правило: если загораются огни вдоль ВПП - срочно освобождать полосу, на посадку заходит самолет. Но иногда огни включают электрики для каких-то своих нужд. Увидев огни, Прохоров трижды запросил диспетчера старта, но тот не откликнулся. Раз диспетчер не дал команду на освобождение ВПП - продолжаем работу. А 23-летний отец двоих детей Бородаенко молчал, потому что… уснул на рабочем месте.

Самолет летел по маршруту Краснодар-Новосибирск, с посадкой в Омске.    Фото: телеканала "НТВ"

Самолет летел по маршруту Краснодар-Новосибирск, с посадкой в Омске. Фото: телеканала "НТВ"

ЛАЙНЕР-КРЕМАТОРИЙ РАЗВАЛИЛСЯ НА ЧАСТИ

Вот такая цепочка нелепых случайностей, помноженная на халатность. После катастрофы Бородаенко не мог вспомнить, как разрешал Прохорову вывести технику на полосу, не помнил, что после этого не включил табло «ВПП занята» на пульте диспетчера посадки, не вспомнил и, как ответил на запрос Огородникова, свободна ли она. Диспетчер посадки Огородников не придал значения тому, что диспетчер старта во время переговоров с экипажем самолета сам не подал команду: «Полоса свободна». А после неоднократного запроса с командного диспетчерского пункта доложил не в соответствии с регламентом - полностью и внятно, а что-то там выдохнул. На пленке при расследовании этот полуответ Бородаенко выглядел что-то типа «.бодна». Хотя по правилам в такой ситуации необходимо отправлять самолет на второй круг до выяснения обстоятельств. Огородников же посадку разрешил. О присутствии техники на полосе мог бы доложить диспетчер со вспомогательного диспетчерского пункта, но там никого не было.

...Самолет вынырнул из облаков на высоте 100 метров - это было уже над Иртышом. Командир включил фары и тут же выключил - так как ему мешали блики. Пройдя ближний маяк на высоте 30 метров, фары снова были включены. И что-то вроде мелькнуло там, в ночной темноте, но времени для маневра уже не было - самолет заходил на посадку. Он коснулся полосы на скорости 265 км/ч, после чего командир увидел препятствия на полосе. Он попробовал отвернуть вправо, но самолет все-таки задел машину левым крылом и стал разваливаться. Лайнер начал вращение, кабина с частью фюзеляжа отделилась и перевернулась, все смешалось с сушильными автомобилями, откуда полился керосин. Железная махина вспыхнула мгновенно. Летчики выбрались, открыв форточку кабины, а у пассажиров почти не было шансов… Трое обезумевших, кроющих матом всех и вся, уцелевших летчиков на полосе около самолета-крематория в отчаянии дергали заклиненные двери. Они вынесли 16 горящих людей из разлома в корпусе и своего товарища из кабины. Но, как мы уже писали, большинство из них погибли. От места касания до остановки самолет проелозил 1 км и застыл факелом на середине полосы…

Погибло 154 человека пассажиров, 5 стюардесс, 4 работника аэропорта.    Фото: телеканала "НТВ"

Погибло 154 человека пассажиров, 5 стюардесс, 4 работника аэропорта. Фото: телеканала "НТВ"

В январе 1985 года Омский областной суд вынес приговор: руководитель полетов, опоздавший на работу Ишалов и уснувший диспетчер старта Бородаенко были осуждены на 15 лет, диспетчер посадки Огородников - на 13, начальник погибших сотрудников аэродромной службы Токарев - на 12.

Комментарий родственников погибших.