Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды9 декабря 2014 22:00

Зеркало для застоя

Наш обозреватель размышляет о сериале «Уходящая натура»

27 лет назад в фильме Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» актер Сергей Колтаков выступил в роли гостя из будущего - попавшего в послевоенные годы холеного мужчины со всеми позднесоветскими атрибутами, от болоньевой куртки и электронных часов до усталого взгляда в духе персонажей Олега Янковского. В «Уходящей натуре» Колтаков - гость из прошлого, но в наличии у него все те же модные куртки, шарфики и прочие атрибуты московского бомонда застойного периода. Ну и усталость во взгляде - куда ж без нее представителю советской интеллигенции? Герой Колтакова смотрит в зеркало и на сей раз видит в нем режиссера, вынужденного снимать по госзаказу что-то в духе пырьевских «Кубанских казаков». А заодно рассказывать нам о тонкостях отечественного кинобизнеса прошлого столетия.

Как бы ни открещивался режиссер «Уходящей натуры» от титула «сиквел «Оттепели», его фильм продолжают так называть, ибо подобные выводы просты и удобны. Но если «Оттепель» была чистейшей стилизацией (не зря же она снималась автором «Стиляг»), сериал Дмитрия Иосифова - честная и, кажется, удачная попытка сделать настоящее кино по-советски, со всеми его плюсами и минусами. Минусы эти, если помните, чаще всего объединяли в условный жанр под названием «производственный фильм», глумиться над которым лет 30 - 40 назад считалось хорошим тоном. Вот и сейчас заново рожденное кино по-советски может показаться кому-то вызывающе не увлекательным - что ж, если душа требует лихих сюжетных поворотов, переключайтесь на «Ментовские войны». А скучные производственные фильмы оставьте зрителям, которые понимают: в том числе и с помощью этих картин много лет назад рождалось то, что потом отражалось в «Зеркале для героя» или в усталом взгляде великого Олега Янковского.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Некрасивая любовь

Сергей ЕФИМОВ

Режиссер Дмитрий Иосифов попал в весьма щекотливую ситуацию. Все уверены, что он снял свою «Уходящую натуру» в пику «Оттепели» - мол, посмотрел картину Валерия Тодоровского и решил по-своему переосмыслить будни советских киношников. Объясняй теперь, что два сериала снимались одновременно и независимо друг от друга. А ведь между ними решительно ничего общего - ну обе ленты про актеров-режиссеров, только и всего. Тем не менее не сравнивать их, конечно, невозможно. На фоне воздушной, подернутой романтическо-ностальгическим флером «Оттепели» картина Иосифова - в общем-то неплохая - выглядит унылой производственной драмой. (Читайте далее)