Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Умные вещи6 января 2015 9:30

Шлем, который позволяет увидеть то, чего нет

Мы продолжаем рассказывать об интересных отечественных IT-разработках.
Александр МАЛЯРЕВСКИЙ

За год экспериментов, разработок и тестирования на людях команда из семнадцати человек, работающих в Москве и Петербурге, создала шлем виртуальной реальности (англ. virtual reality, VR) – конструкцию, похожую на футуристическую маску для подводного плавания, в которую вместо стекла вставляют... смартфон. Вы скажете, что такие шлемы продаются десятками на китайских сайтах, а Google рекомендует создавать такую конструкцию самостоятельно, вырезав по схеме из листа картона и свернув, прибавив пару купленных в магазине линз? Отвечу: не такие же, а подобные! Решение Fibrum отличается, прежде всего, углом обзора, составляющим 110 градусов. Ну, и качеством исполнения, разумеется, что важно не только для тактильных ощущений от маски, но и для изображения, для должного уровня которого нужны хорошие линзы. В результате разница в восприятии «китайской» и «российской» VR колоссальная: на первую смотришь, как через окошко, во вторую действительно погружаешься!

Важен не только шлем, но и программная библиотека для создания приложений под гаджет.

Важен не только шлем, но и программная библиотека для создания приложений под гаджет.

Кроме «аппаратной части» в Fibrum создали – что гораздо важней! – программные библиотеку для создания VR-приложений, работающих с этой конструкцией. Библиотеку программисты Fibrum используют сами, ее предоставляют по запросу другим командам разработчиков. Вместе со шлемом инструменты разработчиков составляют платформу, для которой VR-приложения создают разные компании. Пользователь загружает приложения в смартфон привычным способом – через App Store (для iOS) или через Google.Play либо создаваемый фирменный магазин Fibrum (для Android). Для работ со шлемом подойдет любой современный смартфон с FullHD-экраном (при меньшем разрешении заметна пикселизация, большее разрешение приветствуется) с диагональю от 4 до 6,5 дюймов (меньший не даст нужного охвата – появятся заметные черные поля по краям изображения, больший не влезет в крепления маски).

Какие могут быть приложения? Да самые разные. Простейшее – виртуальный кинотеатр, который позволяет, по выражению Ильи Флакса, генерального директора Fibrum, смотреть фильмы «на экране размером с дом». Действительно, присутствует полное ощущение, что смотришь фильм в кинозале на экране с диагональю в несколько метров. При этом есть элементы VR, например, повернув голову, можно посмотреть на ряды кресел по сторонам или, например, на потолок зала и даже на проектор за спиной.

Программа отслеживает движений головы (head tracking), на основании данных от гироскопа и акселерометра смартфона успевает без заметных задержек создать и показать нужную картинку, способную «обмануть мозг». Для демонстрации возможностей такого «обмана» как нельзя лучше подходит VR-вариант «американских горок» (кстати, в Новом свете этот аттракцион называют «русскими горками»), где ощущения от взлетов, виражей, кренов и «пикирований» оказываются настолько сильны и реалистичны, что на них реагирует все тело, включая вестибулярный аппарат и даже желудок. Кроме «горок» есть и виртуальные качели, где можно раскачиваться на очень длинном тросе посередине ночного города. Ощущения тоже совершенно безумные, но, в отличие от «горок», качелями можно управлять всего лишь поворачивая голову в разные стороны.

Поворотов головы достаточно как для управления движением в приложениях, так и для переключения элементов управления, но с кнопками и рычагами нужно потренироваться – в их сторону надо именно развернуть голову, перевести на них только взгляд пока недостаточно. Разумеется, для управления в виртуальных мирах можно использовать и традиционные реальные манипуляторы (беспроводные подходят лучше), и перемещаться самому, а не только вращать головой.

Сейчас доступно восемь приложений для Fibrum. Идут работы по интеграции Fibrum с традиционными компьютерами, вычислительные возможности которых позволяют создавать куда как более продвинутые виртуальные миры, чем доступные процессорам смартфонов. Для интеграции достаточно обеспечить трансляцию изображения, создаваемого компьютером, на экран вставленного в шлем смартфона – пятидесятимегабитного Wi-Fi для этого вполне достаточно. Когда это станет реальностью, шлем можно будет использовать в «стрелялках» от первого лица и в других играх (например, переговоры с создателями Word of Tanks уже идут). Уже к концу зимы среди релизов для Fibrum, возможно, будут и построенные на «дополненной реальности» (англ. augmented reality, AR – «расширенная реальность»), то есть картинка на экране шлема будет составной – в изображение реального мира, транслируемое смартфоном с собственной камеры, будут встроены VR-элементы.

Шлем актуален не только для игр, он хорош для обучающих программ, создания виртуальных музеев, AR-путеводителей по реальным экспозициям и т. д. Перспективы платформы, как видно, весьма хороши. Кроме программ инженеры Fibrum задумываются и о создании дополнительных аппаратных устройств, например, контроллеров-перчаток, которые будут хороши для взаимодействия с предметами в VR и AR.

Да, в заключение заметим, что Fibrum не только создали, но и выпускают в России.